|
||||||||||
| ||||||||||
ШЕЙХАНТАУР | ||||||||||
Шейхантаур - замечательный район старого города Ташкента, заключенный между современными улицами Абая, А. Навои, У. Юсупова и А. Кадыри. Главный вход в Шейхантаур со стороны нынешней улицы А. Навои был выполнен в виде высокой квадратной (в плане) постройки с четырьмя большими арками, из которых северная и южная были сквозными. Стрельчатый купол и аккуратные башенки-гульдаста украшали это примечательное строение, называемое "чортак". Построил чортак Шейхантаура ташкентский мастер усто Абд ар-Рахим, сын усто Абдуллы, в 1892 году. |
||||||||||
|
||||||||||
С правой стороны - ближе к Урде вдоль ул. А. Навои - располагался длинный одноэтажный фасад монументального медресе Ишанкула на 34 кельи. Дадха Ишанкул, сын одного из наместников кокандского хана в Ташкенте, приказал возвести это здание в 40-е годы ХIХ века. |
||||||||||
Пройдя массивные двустворчатые ворота чортака, покрытые искусной резьбой, посетитель Шейхантаура попадал на довольно длинную, мощеную кирпичом площадку. Слева располагались чайхана и большой старинный хауз Лянгар, а справа - стены квартальной мечети и домов махалля Занжирлик, названной так из-за подвешенных здесь тяжелых железных цепей, которые должны были препятствовать проникновению животных на территорию священного Шейхантаура. |
||||||||||
|
||||||||||
С правой стороны от хауза у небольших ворот начиналась территория старинного кладбища и стоял крупный старый карагач, весь увешанный рогами баранов и козлов, разноцветными лоскутками от одежды. Дерево считалось священным, оно будто бы вмещало дух "Кучкар-ата", покровителя средневекового цеха мясников. |
||||||||||
|
||||||||||
Далее шла длинная дорожка, окаймленная с западной стороны целой аллеей из стволов мертвых окаменевших сауров - хвойных деревьев местной породы, которые уже в ХV веке были безжизненными. Эти кривые стволы, живописно торчащие из земли подобно крючковатым пальцам неведомого великана, народные легенды связывали с пребыванием на земле Ташкента Александра Македонского, которого на Востоке чтут как древнего пророка и называют Искандером Двурогим. Дорожка упиралась в выложенный кирпичом открытый коридор с очень невысокими стенами ("хышт-юл"), который сквозь низкую арку куполообразной зиарат-ханы, сооруженной еще в ХV веке шейхом Ходжой Ахраром, приводил ко входу в главную святыню Шейхантаура. |
||||||||||
|
||||||||||
Мазар Шейхантаур, многократно менявший при перестройках свой облик, воздвигнут здесь в ХIV веке. Он заключает внутри себя единственный, сохранившийся до наших дней священный саур Искандера, у которого и расположено надгробие святого. |
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Шейх Ховенди ат-Тахур (Шейхантаур) родился в конце ХIII века в семье ходжей - потомков пророка Мухаммада в горном селении Богустан (на берегу современного Чарвакского водохранилища). Его отец шейх Омар считался прямым потомком в семнадцатом поколении второго праведного халифа Омара ибн ал-Хаттаба и был подлинным суфием, последователем дервиша Хасана Булгари. Молодой Шейхантаур выполнял обряд послушания среди дервишей города Яссы (Туркестан), где уже в то время существовал культ великого поэта-мистика Средней Азии Ахмада Яссави. Биографы сообщают, что молодого ташкентского дервиша особенно поразило одно из высказываний туркестанского хазрата: "Высокие духовные качества и познания в науках прямо пропорциональны терпению и кротости суфия по отношению к грубости невежд". После долгих странствия по Мавераннахру Шейхантаур возвратился на родину, жил и учил в Ташкенте и остался в памяти людей мудрейшим из мудрейших. Умер шейх между 1355 и 1360 годами. От этой даты и начинается история величественного комплекса мавзолеев и мечетей, называемого Шейхантауром. Вокруг почитаемого мазара еще в ХIV веке возникло кладбище, где за последующие столетия были погребены многие выдающиеся деятели среднеазиатской истории. Можно указать имена основателя Ташкентского государства в ХVIII веке шейхантаурского хакима Юнус ходжи, Алимкула парваначи - кокандского полководца, защищавшего Ташкент от войск генерала М. Г. Черняева в 1865 году, главы Большого жуза Рустама Мухаммад Бахадур-хана, умершего в 1712 году. На Шейхантауре находились надгробия жены Шейбани-хана по имени Джамаль ханум (плита 1518 г.) и последнего правителя Кокандского ханства Наср ад-дина. По сведениям средневековых летописцев здесь же похоронен великий поэт Зайн ад-дин Васифи. К сожалению, большинство этих памятников не сохранилось до наших дней. Два монументальных здания, построенных в ХV веке, еще можно увидеть сегодня. Это мавзолей Калдыргач-бий с характерным остроконечным куполом, где покоится прах знаменитого судьи Толе-бия из рода дуглат, который фактически управлял Ташкентом в первой половине ХVIII века, и мавзолей Юнус-хана моголистанского. |
||||||||||
|
||||||||||
Остальные строения старого Шейхантаура уничтожены. Из шестнадцати памятников старинной архитектуры сохранилось лишь три. Нет уже и двух древних хаузов-бассейнов, и примечательного тысячелетнего чинара. |
||||||||||
Надо ли говорить, что этот уголок Ташкента производил совершенно незабываемое впечатление, особенно тогда, когда на территории Шейхантаура проводились традиционные празднества по поводу окончания ежегодного мусульманского поста. |
||||||||||
Недаром так любили Шейхантаур люди искусства. Он вдохновлял поэтов, тут часто писали с натуры художники. В первой половине ХХ века в помещении медресе Ишанкула была основана первая узбекская киностудия. |
||||||||||
Сегодня Шейхантаур привлекает все большее внимание ташкентцев и гостей нашего города. Имя древнего мудреца-суфия ХIV века живет в возрожденном названии большого района на карте современной столицы Узбекистана. |
||||||||||
|
Сайт восстановлен
|